Главная| О сайте| Теория| Аккорды| Альбомы| Контакты

Об этом сайте

На этом сайте представлены мелодии, тексты и варианты для аккомпанемента на фортепиано или гитаре для некоторых любимых и часто исполняемых песен (регион – Россия, Москва). Сайт адресован любителям музыки, людям, которые, не будучи профессиональными музыкантами, хотят просто петь под аккомпанемент фортепиано или гитары. Ноты, которые можно найти на этом сайте, отличаются от похожего контента тем, что для каждой мелодии уже произведён разбор по гармониям. Это значительно облегчает понимание логики мелодии и позволяет легко транспонировать её в любую удобную для пения тональность.

Это частный сайт, все материалы, которые Вы здесь увидите, фактически являются нотной тетрадью немолодой женщины, любительницы пения, владеющей теорией музыки лишь в том объёме, который даётся музыкальной школой.

Казалось бы, в настоящее время нет проблем с тем, чтобы найти ноты к любимой песне. В Интернете много сайтов с нотами, можно в один клик получить ноты даже самых редких и уже забытых песен. Нотные магазины полны самых разнообразных изданий, в том числе, ориентированных на любителей. Однако каждый, кто пытался раздобыть ноты к песне которую захотелось исполнить, сталкивался с проблемой: ноты я получил, а сыграть по ним ничего не могу. И это - даже в том случае, когда предлагаемый аккомпанемент специально упрощён для любительского исполнения. Вторая проблема – ноты есть, но они не подходят для голоса. Надо транспонировать их в другую тональность.

Личный опыт администратора этого сайта показал, что справиться с этими проблемами можно следующим образом:

1) переписать ноты мелодии песни таким образом, чтобы каждая нотная строчка соответствовала одной музыкальной фразе. Как правило, это возможно сделать, поскольку мелодии песен просты и не содержат длинных пассажей, которые не поместятся на строчку. Такая запись позволит увидеть ритмическую структуру песни и, если так можно выразиться, её архитектуру, понять, как она устроена.

2) В нотах, которые найдутся на сайтах или в песенниках аккорды для аккомпанемента, как правило, подписаны в буквенном обозначении. Это – скорее дань традиции, а не удобство. Большинство гитаристов-любителей скажут, что этого достаточно, чтобы играть. Но при этом теряется возможность понять внутреннюю логику мелодии. Чтобы понять её, надо перевести буквенные обозначения аккордов на язык музыкальных гармоний. Грубо говоря, на язык T-S-D-T (тоника, субдоминанта, доминанта, тоника), перейти в ту систему обозначения аккордов, которая привязана не к ноте, а к ступени гаммы. Играть что-либо по буквенным обозначениям аккордов, всё равно, что заучивать слова песни на иностранном языке только по их звучанию. Смысл этих слов вам останется непонятен

3) Таким образом, найдя где-то ноты с подписанными аккордами в буквенном обозначении, надо перейти в другую систему обозначений аккордов, привязанную к ступени гаммы. Теперь, когда мы видим, где у нас тоника, где доминанта, где субдоминанта (понятно, что кроме этих трёх аккордов ещё что-то есть), мы понимаем логику мелодии. Кроме того, мы с лёгкостью сможем транспонировать песню в другую тональность, в которой нам удобно будет петь. Если в найденных нотах аккорды в буквенном обозначении не подписаны, задача сложнее: придётся внимательно изучить предложенный аккомпанемент и буквально выудить из него заложенные там гармонии. Если Вы просто подобрали мелодию песни, придётся самим находить аккорды для гармонизации, улавливая логику развития мелодии.

4) Осталось только выбрать фигурацию аккомпанемента. Применительно к фортепиано, в грубом приближении, это значит решить, что будет играть левая рука, если правая будет вести мелодию.

Бывает психологически трудно понять, что если вы раздобыли ноты для аккомпанемента песни, вы не обязаны учить их в том виде, как написано. Из них можно извлечь только наиболее стабильную часть – гармонии. И то это будет только чьим-то предложением, вариантом, поскольку одну и ту же мелодию можно гармонизировать по-разному, на месте останутся только ключевые моменты. В каждой мелодии, наверно, только тоника и доминанта в любых случаях останутся на своих местах. Нужно суметь взять из предложенного кем-то варианта аккомпанемента то, что нужно для того, чтобы построить свой, удобный именно для Вас вариант.

Без некоторых ключевых знаний по теории музыки обойтись нельзя. Нужно разбираться в правилах нотной записи. Желательно сначала освоить систему обозначения аккордов, связанную со ступенями гаммы, а уже после знакомиться с буквенной системой обозначения аккордов. Надо знать, какие аккорды строятся на каждой ступени гаммы, какое они имеют звучание и какое значение они имеют в логической структуре музыки. Самое первое приближение - тоническое трезвучие (T) на первой ступени, субдоминантовое трезвучие - на четвёртой ступени, доминантовое трезвучие – на пятой ступени. Это и есть те самые три аккорда, которых, в принципе, достаточно, чтобы построить аккомпанемент к любой мелодии.

Некоторую информацию, изложенную конспективно, можно найти на этом же сайте в разделе «Теория» и в разделе «Аккорды».

Очень хороши две не так давно изданные книги:

1)Зебряк Т.А., «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио», Москва, «Кифара».

2)Катанский В.М., «Школа – самоучитель игры на фортепиано», Москва, Издательство Владимира Катанского.

В этих книгах есть необходимые начальные сведения по теории музыки, достаточные для любителя. Тем, кому нужен лишь простой аккомпанемент, лучше ограничиться именно начальными сведениями, иначе огромный объём информации накроет любителя лавиной и похоронит навсегда благое намерение просто спеть песню.

Раздел «Нотные альбомы» содержит восемь альбомов. Материалы для каждой песни представлены в двух форматах, jpg и docx. Любой файл можно скачать, распечатать и использовать. Никаких авторских прав не предусмотрено. Идея создания этого сайта – поделиться накопленным материалом.

Тексты песен не зря даны в двух форматах. На телефоне или планшете удобно использовать файлы в формате jpg (фотография). В то же время, текст песни, как и способ гармонизации мелодии, не есть что-то постоянное. Мы часто видим, что тексты песен в разных печатных сборниках оказываются разными. Иногда бывает необходимость сократить слишком длинную песню или немного изменить слова. Скачайте файл формате docx на компьютер, и редактируйте текст в Microsoft Word для того, чтобы иметь тот вариант текста, который будете петь именно вы.

Ноты, представленные на сайте, имеют особенности. Прежде всего, мелодии песен переписаны таким образом, чтобы каждая нотная строчка соответствовала музыкальной (и стихотворной) фразе. Иногда в нотных изданиях, особенно, предназначенных для начинающих, следуют этому правилу. Тогда тем, кто читает ноты, не приходится мучительно выискивать конец фразы. Приведём пример: мелодия песни «Тонкая рябина», взятая из песенника.

Мелодия Тонкая рябина из песенника.

Это – исходный материал. Но оказывается, что музыкальные фразы в этом тексте не видны, а петь в тональности ре минор - слишком высоко. Поэтому перепишем эту мелодию в ля миноре следующим образом:

Мелодия песни Тонкая рябина.Каждая строчка - музыкальная фраза.

Из музыкального текста убрано всё ненужное, мелодия транспонирована в удобную для пения тональность, каждая строчка соответствует музыкальной фразе и тактовые черты находятся друг под другом. Теперь стала видна структура песни. Мы отчётливо видим повторяемость ритмического рисунка в каждой строчке. Видим также, в чём строки песни похожи, в чем различны.

На самом деле, эта часть работы с песней является главной и самой сложной. Надо понять структуру песни, увидеть, где будут самые высокие и самые низкие звуки, и на этом основании решить, в какой тональности будем петь. Если транспонирование сложного музыкального произведения будет чуть ли не нарушением авторского права, то песню вы можете петь в любой удобной для вас тональности. Перевести четыре строчки песни в другую тональность - вполне возможная задача.

Далее надо перевести аккорды из буквенного обозначения в систему обозначения, привязанную к ступеням гаммы. Мы будем знать, где у нас тоника, где доминанта, где субдоминанта. При переводе мелодии в другую тональность, обозначения аккордов, привязанные к ступеням гаммы, не изменятся, они не зависят от тональности! Буквенные обозначения аккордов, естественно, поменяются. Тем, кто аккомпанирует себе на гитаре, придётся переписать все буквенные обозначения. При игре на фортепиано буквенные обозначения аккордов, в принципе, не очень нужны, но они могут напомнить, где находится нижний, басовый звук аккорда и будет ли этот аккорд мажорным или минорным.

На примере другой песни объясним, как записаны ноты аккомпанемента, представленные на этом сайте. Русская народная песня «Ходила младёшенька» состоит всего из двух музыкальных фраз (зато имеет немыслимо большое количество куплетов).

Аккомпанемент песни Ходила младёшенька.

Видим, что в правой руке идёт мелодия. Она прописана полностью. Поверх строчки с мелодией, красным, подписаны гармонии (то есть, даны аккорды в системе, привязанной к ступеням гаммы). Мы видим, где у нас тоника, доминанта и субдоминанта, где переход в параллельный мажор. Первая строчка – в мажоре, вторая – в миноре. Поскольку в конце приходим к тонике минора, можно считать, что в данном случае тональность песни – ля минор. На примере такой короткой песни можно увидеть два типичных приёма гармонизации – наличие полного гармонического оборота T-S-D-T и переход из мажора в минор через доминанту. Поскольку сайт не претендует на профессионализм, возможно, гармонии прописаны несколько безграмотно, если судить строго. Однако логика понятна. Под строчкой с мелодией, синим, подписаны аккорды в буквенном обозначении. Эти обозначения стандартные.

Ноты правой руки (мелодия) прописаны полностью, по правилам. В левой же руке (аккордовый аккомпанемент) ноты прописаны не по правилам. Это не ноты в обычном понимании, а как-бы эскиз нот. Прописаны только аккорды, без указания длительности нот. В простых случаях, когда очевидно, какой аккорд будет звучать, указан только бас. В тех случаях, когда можно ошибиться, аккорд прописан полностью. Таким образом, определены только аккорды для гармонизации мелодии. И то надо помнить, что только какие-то ключевые моменты, заложенные в самой мелодии, неизменны для этой мелодии всегда, а в незначительных частностях аккорды для гармонизации мелодии можно выбрать другие. А фигурацию аккомпанемента, то есть, каким образом звуки аккорда будут распределены в левой руке, каждый исполнитель должен выбрать для себя сам. Тут каждому предоставляется полная свобода – хотите, играйте совсем просто, хотите – добавьте сложности в аккомпанемент.